Развитие речи
Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова.
· В первом — главным компонентом ситуации выступает предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая действие мимическими и интонационно-выразительными эмоциональными компонентами, смысл которых — воздействовать на взрослого. Если попытки неудачны, то они могут перерастать в выражение неудовольствия, в плач.
· Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Попытки достать предмет заменяются указательными жестами. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки.
· В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки произнести слово, ребенок строит его артикуляционно-произносительный образ. Исчезают неадекватные речевые пробы. И малыш произносит требуемое слово — название предмета. При этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается.
К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.
Если взрослый проводит мало времени с ребенком, мало разговаривает не называет предметы и их определение, на которые показал малыш, то построение речи задерживается.
В возрасте 1 – 2 года возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» обозначает для него ту чашку, из которой он пьет. И надо набраться терпения, потому что для ребенка другая чашка – это другая чашка и т.д.
Именно поэтому необходимо много раз повторять названия предметов (хоть и одинаковых с точки зрения взрослого).
Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных признаков.
Развитие предметной, игровой деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.
Таким образом, чем больше вы играете с ребенком, разговариваете, тем быстрее малыш начнет говорить.